Крепость Суша (Копиё)
Дакументы сведчаць
«Того ж (1566) лета, м. августа, повелением государя и в. кн. всея Руси Ивана Васильевича, постановлен бысть в его государеве вотчине, за Двиною-рекою, к виленскому рубежу, на оз. на Суше, на острову, городе; повеле же государь звати тот город Копие; от Полотцска по Улской дороге до того города 70 вер., а от литовских городов от Лепля пол — 30 в., от Лукомля 20 в. — А государьским промыслом смотрел того места и город ставил воевода кн. Юрьи Иванович Токмаков, пришед на то место безвестно, и сел на острове со всеми людми, и народ и лес городовой и запасы свои перепроводили на остров; и город поставил вскоре городовыми людми, которым тут годовати, и посошными людми, и по государьскому приказу город укрепил. А которые люди тутошние жилцы, и те проложилися к городу, государю царю и вел. кн. служити. А бережения для от литовских людей велел царь и вел. князь стояти близко того города боярину князю Петру Серебреному с товарыщи».
Гетман вел. кн. Лит. кн. Сангушко покушался не раз овладеть Сушею, но безуспешно.
«Получив известие о потере Полотцска и об истреблении гарнизона Сокола, — говорит Гейденштейн, — московский царь из Пскова удалился внутрь Москвы и с дороги послал грамоту к тем, кто находился в гарнизоне Суши, написанную не по его обычаю, и вручил ее для доставления нескольким различным гонцам. Он-де узнал, что по воле Божией Полотцск и Сокол достались в руки неприятелю; поэтому, мало имея возможности придти на помощь к ним, заперным со всех сторон, он разрешае им, испорти пушки и в особенности порох и остальныя военныя оружия, которых не могут унести с собою, а также закопав в землю образа и священный вещи, чтобы оне не послужили предметом насмешки для неверных, - спасаться каким бы то ни было способом, не потому, чтобы он сомневался в их верности, но потому, что не желает подвергать их доблести, которую он желал бы сохранить для более важных подвигов, ненадежному испытанию и жестокостей неприятелей».
«Одна из грамот попала в руки Мелецкого (гетмана польского), а другая полоцкому воеводе Николаю Дорогостайскому. Последний поспешил к Суше, и этот весьма укрепленный замок, после переговоров, был сдан добровольно; москвитянам обещан был свободный выход с имуществом в Москву; их вышло числом 6 т. Полоцкий воевода вступил в замок Сушу 6 октября; взято орудий больших 21, гаковниц 136, ручниц длинных 123, пороху 100 бочек, весом в 400 центнеров, железных пуль больших от орудий 4822 и весьма много других принадлежностей и провианта».
По рисунку С. Пахоловица, Суша, расположенная на острове оз. Суши, имела вид 4-угольника; стены — каменныя с 7 башнями и 2 воротами.
Замок находился близ пос. Суша, в Лепельском У., на ю.-з. от Улы, в 10 в. на с.-з. от Бочейкова. Не осталось и следов замка.
Сапуноў А.П. Полацка-віцебская старына.
1912. Вып. 11. С. 306-308.
Книга "Память. Лепельский район"